Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Нормативные документы

см. Приказ № 654-а от 04.10.2021г об утверждении дорожной карты по функциональной грамотности

см. Приказ № 792-а от 26.11.2021г об участии в проведении тематических недель по функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов в 2021-2022 уч.г.


Полезная информация

см. Электронный банк образовательных практик по использованию инструментов цифровой дидактики в учебных предметах, способствующих формированию цифровой грамотности учителей

см. Августовская конференция (раздел "Новости" о реализации перспективных направлений)

Общая информация

Качество образования — это комплексная характеристика методов, форм и условий обучения, а также степень достижения школьниками планируемых результатов. Требования к нему в России прописаны в законе № 273-ФЗ (статьи № 2, 59, 95, 97).

Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике.

Основы закладываются в школе, и потом человек применяет, проявляет ее на протяжении всей жизни. Поэтому создаются такие тесты как PISA, нацеленные на проверку практических навыков детей и подростков. По сути, актуальные российские требования к подготовке выпускников во многом пересекается с международными рекомендациями в этом вопросе, и схожесть только масштабируется для повышения конкурентоспособности российских школ и вузов на мировом рынке.

Российская академия образования постоянно проводит сравнительный анализ: какие изменения происходят в системе международной оценки и как это соотносится с требованиями ФГОС. Вот что можно обозначить на сегодняшний день: Расширяются объекты оценки. В мировых исследованиях говорится об универсальных практических умениях и навыках XXI века, у нас ФГОС ориентирует на 3 вида результатов: не только на предметные, но также на метапредметные и личностные. Изменяется инструментарий оценки. Во многих странах, в том числе в России, вводятся компьютерные тесты и симуляции, оценки стратегии поведения. Изменяется подход к учету результатов. Зарубежные и отечественные эксперты склоняются к тому, что результаты должны представляться как комплексные профили с распределением достижений в общей структуре. Разрабатываются разноуровневые рекомендации для учеников. В мире взят курс на дифференциацию и индивидуализацию с учетом уровня подготовки детей, их особенностей, окружающих условий.

В российской системе оценивания качества обучения сложился целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР). Поскольку улучшение преподавания ориентировано на интернациональные критерии, рассмотрим важные цифры.

Успехи российских школьников в международных рейтингах.

PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников (выпускников начальной школы). Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое (!) из 50 в 2016-м.

TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук (выборка: 4 и 8 классы). В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. Необходимо учесть, что в естественно-научном мониторинге, куда входит и география (20%), четвероклассники продемонстрировали одинаково высокие достижения и в теоретических знаниях, и в практике — а вот восьмиклассники сумели показать хороший результат за счет чистых знаний, но немного «просели» в применении теории и в рассуждениях.

PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году – 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 – по математическим, 19-30 – по читательским. Что касается коммуникативного направления мониторинга, посвященного умению совместно решать проблемы, то тут 36,5% российских учащихся не достигли базового порогового уровня.